Профилактика кариеса

Кариес — самое распространённое заболевание в мире, представляющее собой патологический процесс деструкции твердых тканей зуба из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Эта стоматологическая проблема в зависимости от стадии болезни лечится разнообразными методиками — как инновационными и щадящими, так и консервативными, зачастую весьма болезненными для пациента. Как предотвратить развитие кариеса и снизить риски его появления в долгосрочной перспективе? Об этом и многом другом вы сможете прочитать ниже.

Как определить кариес?

Простота и надежность определения кариеса очень сильно зависит от стадии его развития, а также локализации очагов деструкции на зубном ряде. В домашних условиях на этапе кариозного пятна, при расположении патологии в пришеечной, ребровой или корневой зоне, визуально заметить болезнь практически невозможно. Лишь четкое внешнее расположение на видимой части эмали предполагает наличие небольшой зоны мелового цвета.

кариесПри переходе от базового этапа к классическому поверхностному кариесу зона поражения приобретает более выраженный белесый оттенок, при этом локализация теряет блеск по сравнению со всей остальной эмалью — начинается активная деминерализация и деструкция внешнего слоя зуба, пока еще очаговая. С течением времени больной зуб начинает реагировать на слишком холодные, горячие, кислые, сладкие блюда и напитки, формированием временного болевого синдрома.

При средних и глубоких формах заболевания патология видна невооруженным глазом — это потемнения, дырки и полости черного цвета, частичное разрушение зуба и т. д.

Особенно важным этапом эффективной борьбы с кариесом принято считать как можно более раннюю диагностику проблемы — провести её надлежащим образом может только опытный стоматолог, путём как тщательного визуального осмотра при помощи специального зеркала, так и инструментально-исследовательскими методиками. Чаще всего в современной стоматологии для решения подобной задачи применяется:

Профилактика кариеса у взрослых

Взрослым мужчинам и женщинам, не имеющим серьезных хронических заболеваний, показан полный спектр возможных профилактических мер, направленных на противодействие возможному проявлению кариеса.

Комплексная профилактика обычно включает в себя устранение потенциально опасной кариесогенной ситуации, а также существенное повышение сопротивления болезни всех структур ротовой полости, как в общем, так и на местном уровне.

Основные мероприятия, включают в себя:

Профилактика кариеса у взрослых

Профилактика кариеса у детей

Дети от года до 14 лет входят в особую группу риска по кариесу — как показывает современная медицинская статистика, именно они чаще всего быстро приобретают данную патологию, а сам кариозных процесс на молочных зубах развивается стремительно — иногда сроки перехода от стадии пятна до глубокого поражения дентина занимают всего несколько месяцев.

Когда начинать первые профилактические меры? Стоматологи рекомендуют обратить внимание на потенциальный риск уже после прорезывания первых зубов у малыша.

С чего начать? Для начала, вводите в рацион питания ребенка препараты с повышенным содержанием кальция, откорректировав параллельно схему питания, максимально ограничив употребление продукции на основе простых углеводов. Чипсы, газированная вода, недорогие конфеты, промышленная сдоба — все это негативно влияет на состояние зубов ребенка. Обязательно включайте в рацион молоко, творог, твердые сыры, не забивайте и о витаминах — фрукты желательно девать не очень сладкие, а в осенне-зимний период обязательным становится приём витаминно-минеральных комплексов.

Практически каждый ребенок не слишком любит чистить зубы — постарайтесь организовать данный монотонный процесс в игровой форме, внимательно контролируя время чистки (оно не должно быть менее 3–4 минут). Научите малыша правильной обработке полости с манипуляциями над всеми частями/элементами зубного ряда.

В качестве дополнения для детей старше 5 лет допускается регулярное полоскание ротовой полости фторированной водой — это позволит ускорить процессы естественной минерализации эмали и защитит не слишком стойкие молочные зубы от потенциального негативного действия бактерий.

Профилактика кариеса

Кардинальная методика борьбы с кариесом у детей — неинвазивная герметизация фиссур. Именно на жевательных поверхностях зубы наиболее подвержены действию кариеса, поскольку в небольшие пространства заходят остатки пищи и активно размножается микрофлора. Сама процедура состоит из ряда этапов:

Профилактика кариеса у беременных

Профилактика кариеса у представительниц прекрасного пола в стадии беременности несет в себе двойной смысл — в первую очередь, защищаются от потенциальных кариозных процессов зубы женщины, теряющие стойкость из-за изменения гормонального фона и недостатка необходимых минералов/витаминов, а также осуществляются профилактические мероприятия, направленные на снижение рисков развития патологии у будущего ребенка еще на этапе антенатального периода.

Основные принципы включают в себя следующие действия:

Методы и виды профилактики кариеса

Современная медицина знает множество методов и видов профилактики кариеса. Их эффективность в большинстве случаев обусловлена рядом факторов — от генетической предрасположенности к патологии до внешнего влияния. Базово, все мероприятия можно подразделить на две большие группы — эндогенную (общую) и экзогенную профилактику.

Эндогенная (общая) профилактика кариеса

Представляет собой предотвращение появления кариеса путём общего оздоровления и повышения сопротивляемости организма.

В свою очередь, подразделяется на профилактику при помощи медпрепаратов и безлекарственные мероприятия. Безлекарственная эндогенная профилактика проводится по двум направлениям.

Препаратная эндогенная профилактика проводится строго под врачебным контролем. Стоматолог выписывает оптимальные дозы приёма лекарственных средств с учетом возраста, текущего состояния организма, наличия сопутствующих хронических и острых заболеваний.

Типичные представители:

Экзогенная (местная) профилактика кариеса

Под термином «экзогенная профилактика кариеса» стоматологи подразумевают местные методы предупреждения кариеса зубов. Несмотря на высокую эффективность системного подхода к уменьшению рисков возникновения кариозных процессов, в силу экономических, технических и физиологических причин, а также особенностей организма, возникает необходимость в дополнительной непосредственной обработке ротовой полости и зубного ряда.

Экзогенная

Два основных направления экзогенной профилактики включают в себя гигиену ротовой полости и использование спецсредств прямого действия:

Как показывает современная медицинская статистика, тенденция к уменьшению случаев диагностики кариеса в развивающихся странах связана с началом тотального использования фторсодержащих паст — около 90 процентов таких продуктов, присутствующих на рынках, имеют в составе это вещество. Также, немаловажный вклад даёт применение дополнительных гигиенических оральных приспособлений — жвачек без сахара на основе ксилита, органических и синтетических средств удаления налета с эмали, под которым формируются кариозные процессы, все большее увлечение населения профессиональными методами очистки ротовой полости в условиях стоматологического кабинета.

Лечение кариеса в нашей стоматологии недорого.

Как к нам добраться

Телефон: +7 (495) 210-03-42